Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино
Народный артист РСФСР
Лауреат двух Государственных премий СССР
Основатель и художественный руководитель московского театра «Et Cetera» Председатель Союза театральных деятелей России
Александр Калягин:
«Запоминаются только те роли, которые тебя чему-то научили»
25 мая актёр и режиссёр, народный артист РСФСР, художественный руководитель театра «Et Cetera» и председатель СТД РФ Александр Калягин отметил свой юбилей.
Александр Калягин — из тех уникальных актёров, что азартно доказывают способность к невозможному. Ему доступен весь диапазон героев и персонажей. Режиссёр Анатолий Эфрос написал о нём: «Вдруг в один прекрасный день мне стало казаться, что Калягин может сыграть всё: и Гамлета, и Федю Протасова, и Оргона… Для него нет заданий, которые он не мог бы выполнить. Любой гротеск — пожалуйста! Причём всё это он выполняет как-то по-своему».
Александр Калягин родился в эвакуации в маленьком городке Мамлыж, где прожил меньше года. Александр был единственным и поздним ребёнком в семье. Его отец Александр Георгиевич, декан исторического факультета, умер вскоре после рождения сына, успев лишь дать ему имя. Мама Юлия Мироновна, преподаватель французского (всего она владела пятью языками), после смерти мужа одна поднимала своё единственное чадо. В город Мамлыж Александр Александрович продолжает приезжать до сих пор, здесь похоронен его отец. Он частый гость Вятскополянской детской школы театрального искусства, которая носит его имя. Наиболее талантливым ребятам этой школы из своих личных средств выплачивает стипендию. В 2014 году Александру Калягину было присвоено звание Почётного гражданина Кировской области. Детство Калягина прошло в Москве в доме № 7 Малого Харитоньевского переулка. Здесь с мамой они жили в 11-метровой комнате в коммунальной квартире. Рядом в переулке Стопани находился Дом пионеров, куда школьником бегал он заниматься в детской студии художественного чтения. Неподалёку располагалась Тургеневская библиотека, сюда Саша заглядывал не только читать книжки, но и смотреть телевизор, в доме телевизора не было. Было ещё одно любимое место — булочная, где продавались самые вкусные калорийные булочки. И когда через много лет на Тургеневской площади будет построен театр «Et Cetera», уникальное по красоте сооружение, в котором реализованы во многом идеи самого Александра Калягина, он признается: «Это чудо! В моём родном городе, на улице, где я бегал мальчишкой, стоит роскошный театр, похожий на волшебный замок, воплотившаяся мечта моего детства».
Стать артистом Калягин мечтал с 5 лет. Из его воспоминаний: «Родные любили меня просто безмерно и были в восхищении от всех моих выступлений. «Очень, очень талантливый мальчик», — говорили они мне. Меня это вдохновляло и раскрепощало. Им нравилось, когда я изображал кого-то. Тогда мне казалось, что работа актёра — лёгкая…»
С самого детства Чарли Чаплин и Аркадий Исаакович Райкин стали его кумирами. В 13 лет он написал Аркадию Исааковичу Райкину письмо, в котором задал вопрос: «Как вы достигли такого таланта?». И великий артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьёзно: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». До сих пор Александр Калягин бережно хранит это письмо как «охранную грамоту». Своё поклонение великому артисту он сохранил на всю жизнь, как и восторг перед гением Чаплина, в которого он влюбился в 7 лет, увидев по телевизору. И сегодня в его кабинете художественного руководителя театра «Et Cetera» висит портрет Чарли Чаплина.
Школьником Саша читал стихи во Дворце пионеров, был одним из тех хорошо знакомых по старым временам симпатичных пухлых мальчуганов, которые звонкими голосами поздравляли взрослых дядей и тёть на торжественных собраниях. Когда стал постарше — начал выступать с чтением серьёзной литературы, это было уже в народном театре чтеца Дома культуры медработников. До сих пор с благодарностью Александр Александрович вспоминает Нину Адамовну Буйван, которая учила его искусству художественного чтения.
Судьба не сразу привела А. Калягина на сцену. Несмотря на желание стать актёром, на домашнем совете мама и тётушки постановили: надо получить «нормальную» профессию. И Александр поступил в медучилище № 14. После окончания устроился работать фельдшером «Скорой помощи». Здесь за два непростых года Калягин узнал, что такое изнанка жизни. После чего он всё-таки решил осуществить свою детскую мечту… Обучиться актёрскому делу он намеревался исключительно в Щукинском училище. В 1962 году Калягин, не без труда, поступил в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. Здесь Александр Калягин встретил свою первую любовь. Талантливая актриса и настоящая красавица Татьяна Корунова приехала из Свердловска, где проучилась до третьего курса в университете на физмате. К сожалению, Татьяна Корунова трагически рано ушла из жизни.
Профессиональную карьеру начал на Таганке, затем перешёл в Театр имени Ермоловой, многие годы проработал во МХАТе, на сцене которого сыграл яркие, запоминающиеся роли в постановках: «Тартюф», «Живой труп», «Так победим». В кино Александр Калягин начал сниматься в 1967 году. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и многие другие картины хорошо помнят и любят зрители разных возрастов. На съёмках картины «Неоконченная пьеса для механического пианино» Александр Калягин познакомился со второй супругой, актрисой Евгенией Глушенко. Вскоре они поженились и с тех пор живут вместе…. Он гордится своими детьми Ксенией и Денисом, внуком Матвеем и внучкой Анечкой.
Есть две святые для Александра Калягина зоны, куда не вхож никто. Это его творческая лаборатория и его семья. Калягин не любит давать интервью, выступать на телевидении. Его раздражают нацеленные камеры, вспышки фотоаппаратов. Публичный человек не любит публичности — такое сегодня тоже бывает. Над коллегами, которые позволяют вести репортажи из собственных спален, посмеивается. Не осуждает, только посмеивается. Заповеди «Не судите, не судимы будете» сам следует, но в его жизни это ничего не меняет — его судят за всё: за успех и провал, за признание и награды, за выстроенный театр и должности, за дорогую машину и хороший дом и ещё за очень многое. Его любят, не понимая, за что, и ненавидят, не вникая, есть ли на то причины. Даже из любого амплуа он выбивается: не трагик, и не комик, существует где-то на границе, в той пограничной зоне, куда мало кто рискнёт сунуться. Кажется, что элемент игры есть во всём, что делает Александр Калягин. Как истинный мхатовец (а МХАТу отдано почти 30 лет жизни) он действует чётко в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и всегда живёт «по правде». Но будучи ещё и истинным вахтанговцем, он всегда чуть-чуть иронизирует над этой «правдой», и прежде всего иронизирует над самим собой. Самоирония — это его защита. Людей без юмора не воспринимает, льстивые речи прерывает сразу: «это у гроба…». Помогает многим, но никогда не афишируя и не ожидая благодарности. Но на несправедливые выпады против себя, своего театра «Et Cetera» или Союза театральных деятелей России, председателем которого он является, реагирует бурно, тут все дипломатические хитрости отметаются, отвечает резко, без соблюдения политеса. Очень вспыльчив и очень отходчив. При всей внешней открытости, демократичности в общении — живые интонации, анекдоты, громкий смех, — он человек закрытый, не допускающий в свой мир. Одна из многих тысяч статей о нём называется «Планета Калягин», и это очень точно его характеризует.