После яркого исполнения роли лётчика Сани Григорьева в фильме Владимира Венгерова «Два капитана» советскому актёру театра и кино Александру Михайлову пророчили блестящее будущее в кинематографе. Его естественность, обаяние, запоминающийся тембр голоса, мужская харизма и простая человеческая красота обеспечили бы ему место на киноэкране на долгие годы. Но жизнь распорядилась судьбой Михайлова «по-своему»….
Родился Александр Александрович Михайлов в Москве 14 сентября 1922 года. Его отец был заводским служащим, а мать работала редактором в газете. Они жили на Каляевской улице в семикомнатной квартире, которая раньше принадлежала его деду. После революции квартиру разделили с другими жильцами, и семье Михайловых пришлось довольствоваться лишь одной из комнат.
Уже в юном возрасте Саша проявил склонность к актёрскому ремеслу. Ещё в начальной школе он был завсегдатаем драматического кружка, а в старших классах стал одним из самых активных участников школьной театральной студии.
После окончания школы, осенью 1940 года Александр Михайлов поступил на актёрский факультет ВГИКа, но из-за начала войны смог закончить только один курс. С июня по август 1941 года он вместе с другими студентами отправился на трудовой фронт рыть окопы и строить противотанковые заграждения.
Вернувшись в Москву, он продолжил учёбу до октября. Студентов ВГИКа часто брали на популярные в то время боевые кинохроники, и Александр сыграл небольшую роль Франтишека в кинохронике № 7. Это был первый опыт Александра в кино. Но тогда он был вынужден оставить институт и уехать с отцом сначала в Свердловск, а затем на железнодорожную станцию Верх-Нейвинск. Там Александр работал на строительстве военного объекта в качестве лаборанта.
В 1942 году Михайлова вместе с другими молодыми актёрами, из-за нехватки кадров, вызвали в Сталинабад (ныне Душанбе), куда была эвакуирована киностудия «Союздетфильм». Его сразу же приняли в штат и задействовали в кинопроизводстве.
Здесь, менее чем за год, Александр успел сняться в нескольких фильмах с эпизодическими ролями («Лесные братья «, «Март-апрель»), а в одном из них — «Мы с Урала» — он даже сыграл главную роль.
После возвращения в Москву в 1943 году Михайлов уже в качестве штатного актёра работал на «Союздетфильме» ещё над двумя фильмами — «Небо Москвы» и «Это было в Донбассе».
Однако, видимо, почувствовав пробелы в своей профессиональной актёрской базе, он решил продолжить учёбу, прерванную войной. Более того, он понял, что предпочёл бы стать актёром сцены, а не кинозвездой.
Поэтому Михайлов решил не возвращаться во ВГИК, а в 1944 году поступил в Школу-студию МХАТ, где учился вместе с Алексеем Покровским, Мариной Ковалёвой, Евгением Жаровым и Андреем Гончаровым (Лаубе). В 1948 году году отметился ролью в фильме «Повесть о настоящем человеке».
Окончив в этом же году Школу-студию МХАТ, Александр Михайлов, в отличие от некоторых своих однокурсников, предпочёл престижной сцене МХАТа труппу Центрального детского театра. Кроме ролей второго плана и массовых сцен, у молодого актёра не было шансов во МХАТе, а режиссёр Центрального детского театра пообещал дать ему главную роль в спектакле «Два капитана» по роману Вениамина Каверина.
Немного подумав, Михайлов выбрал второй вариант, и он оказался прав. После премьеры «Двух капитанов» о молодом талантливом актёре заговорили в театральных кругах Москвы, а все спектакли с его участием проходили при неизменных аншлагах. Всего через полгода, в марте 1949 года, Михайлов сыграл ещё одну главную роль — майора Добрынина в постановке «Я хочу домой» по пьесе Сергея Михалкова. Именно за эту работу актёр был удостоен Сталинской премии III степени.
Стремясь расширить свой актёрский потенциал, Александр Михайлов в 1953 году перешел во МХАТ имени Горького, где исполнял лирико-романтические и драматические роли, требовавшие сложного внутреннего перерождения. Среди них: Син Бин-у («Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова), Лермонтов («Лермонтов» Б.А. Лавренёва), Чебутыкин («Три сестры» А. П. Чехова), принц Флоризель («Зимняя сказка» В. Шекспира), Бобчинский («Ревизор» Н. В. Гоголя), Валерик («Третья патетическая» Н. Ф. Погодина), Лещ («Последние» М. Горького), Робер де Мони («Убийца» И. Шоу) и другие. На сцене актёр был настоящим мастером перевоплощения. Но все, кто знал Михайлова лично, удивлялись: в реальной жизни он был совсем другим. Александр был замкнутым, необщительным, неуверенным в себе. Актёр старался быть незаметным и не выделяться.
Помимо театральной, Александр Михайлов успешно развивал и кинокарьеру. В 1953 году он сыграл небольшую роль учителя Тихона Ивановича в детском фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер», а затем одну из главных ролей в фильме Ивана Пырьева «Испытание верности». Интересы к Михайлову как к киноактёру закрепил фильм «Два капитана», который, как и пьеса, был хорошо принят зрителями. Фильм стал кассовым хитом, а Александр Александрович, сыгравший главную роль, стал знаменитым.
После такого взлета Михайлова должна была ждать ослепительная кинокарьера. Ему предлагали много ролей в кино, но большинство из них были похожи на роль «Григорьева», и Александр, не желая повторяться, отказывался от них. Поэтому после «Двух капитанов» Александр Михайлов снялся всего в десяти фильмах, половина из которых были телеверсиями спектаклей МХАТа — «Мятеж», «Последние», «Так победим», «Чеховские страницы».
Однако даже эти несколько работ актёра в кино не остались незамеченными. Его роли в фильмах «Борец и клоун», «Несравненная весна» и «Гроза над Белой» были особенно хорошо приняты зрителями. В 1963 году Александру Михайлову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
После прихода Олега Ефремова во МХАТ, Михайлов поддерживал с ним хорошие отношения, так как знал его ещё со времен учёбы в Школе-студии МХАТ и совместной работы в ЦДТ. Ефремов привлекал его ко многим спектаклям, а в 1985 году доверил ему роль Телегина в «Дяде Ване» Антона Чехова.
Раскол МХАТа в 1987 году крайне болезненно сказался на Михайлове — Олег Ефремов не пригласил актёра в свою труппу, и его любимая роль Телегина была отдана Вячеславу Невинному. Александру Михайлову пришлось остаться в труппе Татьяны Дорониной, внутренняя обстановка которой была не совсем благоприятной для актера – ролей становилось меньше и меньше.
Александр так сильно страдал от отсутствия ролей в театре, что его здоровье стремительно ухудшалось. В конце 80-х годов врачи обнаружили у Михайлова рак. Актёру была сделана операция, но она не принесла улучшения. Поняв, что болезнь не дает ему шанса, Александр ушёл из театра.
Но без любимой профессии Михайлов был совершенно подавлен. Постоянная нагрузка на нервы, вызванная неизлечимой болезнью, привела к инсульту. Он с трудом вставал с постели и не надеялся на полное выздоровление.
14 марта 1992 года, за полгода до своего 70-летия, талантливый актёр скончался. Заслуженный артист РСФСР Александр Александрович Михайлов был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Сегодня замечательного артиста почти не помнят. Когда скажете «Александр Михайлов», большинство людей вспоминают такие фильмы, как «Змеелов», «Любовь и голуби» или некоторые другие, где блистал его более именитый однофамилец. И лишь немногие вспомнят другого Михайлова — того самого Саню Григорьева из «Двух капитанов».