Навряд ли кто станет отрицать, что в Советском Союзе снимали лучшее в мире кино для детей. И было бы странным, если бы в большинстве случаев дети не становились главными героями экрана, умиляя своей игрой миллионы советских телезрителей и становясь идеалом для целых поколений своих сверстников. Однако не всегда популярность, пришедшая в детстве, становилась залогом успешной карьеры и жизни…
Сегодня постараюсь составить своеобразный артистический хит-парад из юных дарований, ставших символами страны, в которой прошло наше (мое, по крайней мере) счастливое детство.
Вне конкуренции в этом детском кинорейтинге стоит Вероника Лебедева, сыгравшая в далёком 1939 году главную роль в комедии «Подкидыш». Тогда ей ещё не было пяти лет. Её героиня, маленькая Наташа, храбро пустилась в путешествие по огромной Москве, преодолевая на своём пути трудности и попадая в разные комичные ситуации. На кинопробах всех покорила детская непосредственность девочки: когда до неё дошла очередь, маленькая Вероника ничуть не растерялась и продолжила с любопытством рассматривать сидящих в зале, а на просьбу прочесть стишок без тени сомнений продекламировала: «Муха села на варенье, вот и всё стихотворенье!». Самой же юной актрисе запомнилась неповторимая Фаина Раневская с её обещанием (увы, так и невыполненным!) подарить маленькой партнёрше куклу…
Но «Подкидыш» не был первым фильмом для Вероники: в трёхлетнем возрасте она снялась в короткометражной ленте «Воздушное приключение», а чуть позднее участвовала ещё в одном фильме — «В кукольной стране». Возможно, если бы не война, её взрослое актёрское будущее сложилось бы более успешно…
В возрасте четырёх лет Наташа Защипина дебютировала в фильме «Жила-была девочка», сыграв роль маленькой блокадницы Кати. В детском возрасте приглашения на съёмки следовали одно за другим, и во второй половине 40-ых она снималась довольно много, но более всего запомнилась по фильмам «Слон и верёвочка» (там она снялась вместе с Раневской) и «Первоклассница» (роль Маруси Орловой до сих пор считается её звёздным часом). А ещё она запомнилась тем, что в 60-ые годы на пару с А.Масляковым была одной из первых ведущих КВН.
Шестилетние Юра Чучунов и Андрей Чиликин, сыгравшие в 1953 году обаятельных братьев Чука и Гека в одноимённом фильме, так понравившихся зрителям, не стали актёрами. Хотя этих мальчиков считали настолько артистичными, что предрекали им большое творческое будущее.
Для шестилетней Ани Каменковой в 1959 году стала судьбоносной её единственная работа в детском возрасте — фильм «Девочка ищет отца», рассказывающий о маленькой дочке партизанского командира батьки Панаса, оставшейся во время Великой Отечественной войны на оккупированной белорусской земле. Фильм стал самым кассовым детским фильмом о войне в СССР, а талант юного дарования по заслугам был отмечен специальной премией за лучшую детскую роль на Международном кинофестивале в Аргентине.
В фильме «Серёжа», снятом по рассказу Веры Пановой, в именитой компании мэтров советского кино Скобцевой, Бондарчука и Меркурьева ярко сверкнула звезда самого знаменитого мальчика 1960 года шестилетнего Бори Бархатова. Поначалу тот не произвёл впечатления, но после того, как ему перекрасили волосы, он на глазах у всех превратился в прелестное и чудное дитя. И даже то, что Боря немного шепелявил (помните, как Серёжа смешно выговаривал название города Холмогоры, у него это звучало «Хоймагоы»), сыграло на руку создателям — образ получился более милым и трогательным. В ходе съёмок маленький артист умел так искренне передавать происходившее с ним на экране, что зрители становились реальными участниками событий.
Позднее Боря Бархатов снялся ещё в двух кинолентах: «Братья Комаровы» (1961) и «Грешный ангел» (1962), после чего завершил свою киношную карьеру.
В 1961 году шестилетний Вова Семёнов проснулся знаменитым после выхода на экраны фильма режиссера Е.Карелова «Нахалёнок». Зрителю понравился мальчик, так непосредственно и правдоподобно сыгравший главную роль. Особенно запомнился душераздирающий эпизод, где тот рыдает возле тела своего погибшего отца, трясёт его за руку и кричит: «Батька, батька!»…
За один только 1962 год Вова снялся в четырёх фильмах, что по тем меркам считалось очень много. Естественно, это не могло не отразиться на его учёбе в школе. И, как это часто бывает, мальчик «зазвездил», после чего приглашений сниматься ему больше не поступало…
Как тут не вспомнить «девочку-куклу» Лину Бракните. Первая же работа в кино (роль Вики в фильме «Девочка и эхо») в 11-летнем возрасте сделала её узнаваемой, поскольку фильм был отмечен в 1964 году рядом наград и премий. Через два года А.Баталов выбрал её на роль Суок в своём фильме «Три толстяка». Игру юной актрисы отличали искренность, удивительная естественность перед камерой и яркое воплощение образа. Свой звёздный статус она окончательно подтвердила главной ролью в фильме «Дубравка», за исполнение которой была удостоена приза за лучшую женскую роль на Республиканском кинофестивале 1967 года в Вильнюсе.
Взлёт дарования юной Риты Сергеечевой пришёлся на начало 70-ых, когда 6-летнюю девочку заметил за кулисами театра популярный актёр Ефим Копелян. Поначалу были эпизодические съёмки, а в 1974 году последовала яркая главная роль в фильме «Странные взрослые». В её детской фильмографии с 1973 по 1978 год около десятка фильмов: «Подзорная труба», «Капитан», «Где это видано, где это слыхано», «Четвёртая высота» и другие. Главная Ритина роль в фильме «Дети как дети» в 1978 году была отмечена призом Интервидения на XV международном фестивале телефильмов «Злата Прага».
В фильмах «Будьте моим мужем» (1981) и «Не было печали» (1982) ярко блеснула пятилетняя Катя Хорова. Маленькая актриса настолько естественно ведёт себя перед съёмочной камерой, убедительно, непосредственно и очень правдоподобно играет свои роли, что приходится лишь поражаться её актёрскому таланту. Который, к сожалению, не нашёл дальнейшего кинопродолжения…
В знаменитом новогоднем фильме 1982 года «Чародеи» во всей красе проявился детский талант девятилетней Ани Ашимовой (та сыграла роль Нины Пуховой, экранной сестры А.Абдулова). На кинопробы она попала случайно: занималась танцами, рисованием и пением во Дворце пионеров, куда в поисках маленькой актрисы заглянула ассистент режиссера. Удивительным представляется тот факт, что после такого ошеломляющего успеха Аня не заинтересовалась актёрской карьерой и роль Нины Пуховой так и осталась её единственной работой в кино.
Один из самых известных советских детей-актёров первой половины 80-ых Федя Стуков в кино попал в пятилетнем возрасте благодаря яркой внешности и счастливому стечению обстоятельств, оказавшись в маршрутке в поле зрения ассистентки самого Никиты Михалкова. Вскоре тот пригласил его для участия в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» на роль сына Ильи Ильича.
Через два года режиссёр вновь вспомнил о восьмилетнем актёре и предложил ему роль Иришки (!) в трагикомедии «Родня”, поскольку не сумел найти для этого подходящую девочку. Тут же, буквально друг за другом, с его участием на экраны выходят ставшие популярными у советских детей «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (у него роль Тома), «Остров сокровищ» (роль Джима) и «Пеппи Длинныйчулок» (Томми). А потом он стал взрослеть, поправился и его перестали приглашать сниматься в кино. Но с телевидением Фёдор не расстался, переквалифицировавшись в режиссёра телесериалов.