Потомок немецких стеклодувов, основавший в России актёрскую династию

Советский актёр театра и кино Бруно Фрейндлих, потомок немецких мастеров стеклоделия, приехавших в Россию при Петре I. Семейный бизнес, веками передававшийся из поколения в поколение, закончился на родителях актёра, а у самого Бруно Артуровича была другая судьба — он стал основателем актёрской династии, которую блестяще продолжили его дочь Алиса, а теперь внучка и правнук.

Фрейндлих Бруно Артурович родился в Санкт-Петербурге 10 октября 1909 года. Уже в детстве мальчик проявлял артистические способности, учил наизусть прозу и поэзию, с удовольствием участвовал в любительских спектаклях и поражал всех своим талантом, но он не сразу понял, что ему суждено стать актёром.

После окончания Ленинградской единой трудовой школы, в 1929 году он начал работать лаборантом на заводе «Электросила», но уже через год стал изучать географию в Ленинградском университете. И снова прошёл год, прежде чем будущий актёр понял, что география — не его призвание. Молодой человек бросил учёбу и поступил в Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств), который окончил в 1934 году.

В студенческие годы Фрейндлих выступал на театральной сцене и получил свои первые роли. В это же время он основал коллектив ТРАМ — театр для рабочей молодежи. Там он встретил свою первую жену Ксению Фёдорову, которая посещала курсы для начинающих актёров, организованные в ТРАМе. Вскоре пара поженилась. В год окончания техникума, жена родила Бруно дочь Алису, которая впоследствии стала любимицей публики и одной из лучших актрис советского российского кино и театра. Но незадолго до войны их брак распался.

Закончив учёбу, Бруно блистал на различных театральных сценах Санкт-Петербурга, в том числе в Театре комсомола, где он раскрыл свой творческий потенциал. Театральная карьера складывалась весьма удачно. Хлестаков, Гамлет, Гаев — Фрейндлих был востребован, и ему поручали ведущие роли.

В 1941 году, перед войной, Бруно Фрейндлих поехал на гастроли в Ташкент с ТЮЗом, в котором он в то время работал. Это спасло актёра. Связано это с тем, что с началом войны начались репрессии против наследственных немцев. Фрейндлихи не избежали этой участи. Его брат Артур Фрейндлих и его жена, а также другие близкие родственники были арестованы. Уехав, он косвенно спас бывшую жену Ксению и дочь Алису, которые остались в Ленинграде и пережили страшную блокаду.

Во время войны, Бруно выступал на сценах театров Ташкента, затем два с половиной года, с 1942 по 1944 год, театральная группа играла на сцене Березниковского театра. После освобождения Ленинграда Фрейндлих смог вернуться домой уже с новой супругой Клавдией, которая в 1944 году родила ему дочку Ирину. Бруно редко встречался с Алисой, так как его новая жена была против того, чтобы её муж общался с дочерью от первого брака. Это стало причиной того, что дети актёра долгое время не знали друг друга.

После войны Бруно не остался без работы — с 1945 года он был актёром Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а в 1946 году перешёл в Большой драматический театр имени М. Горького. В этот же период состоялся его кинодебют в фильме Сергея Кострова «Возвращение к жизни».

Сцена Ленинградского театра имени Пушкина (ныне Александринский театр), в труппу которого Фрейндлих вошёл в 1948 году, стала для актёра родным домом на 50 лет, где он сыграл почти три десятка разных ролей.

Успешно у Бруно Артуровича шли дела и в кино. Его следующее появление на экране в фильме «Александр Попов», в котором он сыграл изобретателя Маркони, принесло ему Сталинскую премию. С этого времени фильмография Бруно Артуровича пополнилась почти полусотней работ. Фрейндлих был красивым мужчиной с безупречной осанкой, как и его герои: интеллектуалы, военные и аристократы. В его портфолио также были воплощения реальных личностей, внесших значительный вклад в историю — Иван Тургенев, композитор Цезарь Кюи, адмирал Александр Колчак, барон Пётр Врангель, маршал Борис Шапошников и других. На его счету такие известные советские фильмы, как «Кортик», «Два капитана», «Бег», «Мусоргский», «Отцы и дети», «Россия молодая», «Битва за Москву», «Сталинград» и другие.

Бруно был настоящей легендой театра, и на его спектакли всегда собирались огромные аншлаги. Не случайно его называли «патриархом Александринского театра» — сослуживцы ценили Фрейндлиха за его доброту и умудренность, готовность оказать поддержку в трудную минуту и поделиться своим опытом. Зрители же всегда приходили насладиться игрой блистательного актёра.

Дочь Алиса в 1968 году родила девочку Варвару, которая продолжила актёрскую династию, поступив в 1985 году в Ленинградский театральный институт. Сын Варвары Никита также выбрал для себя профессию актёра и стал студентом Школы-студии МХАТ. У Ирины, младшей дочери, родился сын Алексей. Бруно Артурович любил собирать детей и внуков в Токсово под крышей своей дачи.

Народный артист РСФСР и СССР Бруно Артурович Фрейндлих прожил долгую и плодотворную жизнь, в которой он получил общественное и профессиональное признание и реализовал свои цели. Доказательством его успеха являются многочисленные премии и награды, а также яркие потомки, полностью перенявшие художественные навыки и талант выдающегося предка.

Артист умер 7 (по другим данным 9) июля 2002 года в возрасте 92 лет. Могила Бруно Артуровича расположена на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, на участке «Литературные мостки».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Потомок немецких стеклодувов, основавший в России актёрскую династию