— Вы как-то писали о том, что фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби» критиковали перед выходом на большие экраны. Почему? Ведь это замечательное кино, которое и сегодня зрители смотрят с удовольствием.
— Фильм «Любовь и голуби» действительно по рейтингам остается любим зрителями. Он входит в топ лучших советских комедий. Критиковали его на обсуждениях худсовета. В частности, режиссер Сергей Соловьев подчеркивал, что в фильме Меньшова слишком много Гурченко, которая не вписывается в общий актерский состав. Также звучали мнения о том, что жизнь на селе режиссер показал неправдоподобно, с гротеском. Были вопросы и к характерам героев – так, Василий Кузякин показан человеком слабохарактерным, а дядя Митя слишком образован для деревенского выпивохи. Но главную оценку фильму все-таки дал зритель.
— В 1986 году провели знаменитый V съезд Союза кинематографистов, на котором произошли тектонические сдвиги в советском кино – старую гвардию в лице Сергея Бондарчука и Евгения Матвеева. После этого обновленный состав СК запустил кампанию по выпуску положенных на полку фильмов, а в кино стало меньше цензуры. Как вы оцениваете значение этого съезда?
— Оценивать этот съезд можно по-разному, но важно понять то, что он в тех условиях был бы проведен в любом случае. Накопилась некая критическая масса, которая лавиной шла, пробивая себе путь. Это исторический процесс, и явления, происходившие в новой исторической реальности, сформированной с подачи Михаила Сергеевича Горбачева, были неизбежны.
С одной стороны, старое руководство СК было мощным фильтром, не пропускавшим на экраны откровенную чернуху и халтуру. За это им большое спасибо – старое кино было действительно со знаком качества.
С другой стороны, кино – отражение жизни. Нельзя снимать исключительно отфильтрованное кино, когда жизнь в стране во второй половине 80-х годов сильно изменилась. В итоге, каким было время, таким было и кино.
Просто, нужно было, полагаю, отстранить старое руководство Союза кинематографистов в более мягкой форме, не так грубо. Во время отстранения заслуженных режиссеров и актеров, Михаил Пуговкин, например, вышел в коридор и со слезами на глазах произнес: «Что они делают?». За Бондарчука тогда заступился только один человек – Никита Михалков. Все-таки Сергей Федорович заслуживал более внушительной поддержки. Матвеев и вовсе после мероприятия думал о добровольном уходе из жизни. Так что драма там случилась серьезная. История на поворотах бывает жестокой.