Не помню точно, когда, наверное, году в 95-ом, родители купили большой календарь. Календарь этот я любила безмерно и залистала до дыр, ибо был он с актерами и их семьями. Но вот сейчас хорошо помню только одну страницу, один месяц года – фотопортрет Веры Глаголевой и трех ее дочерей.
Нежная, хрупкая, трогательная красота Глаголевой как-то удивительно всегда сочеталась для меня с внутренним стержнем сильной, умной и талантливой женщины. Советская Одри Хепберн. Не по внешним признакам. По взгляду, улыбке, внутреннему ощущению и принятию человека.
И, как и Одри Хепберн, Глаголева — одна из моих любимых актрис. Только актрис советских.
Родилась Вера Витальевна в Москве, 31 января 1956 года. Её дед по материнской линии Наум Овсеевич Белоцерковский, был известным человеком – заместителем начальника треста опытного машиностроения Народного комиссариата путей сообщения СССР. Но, как это часто бывало, в 38-ом был расстрелян, а в 56-ом реабилитирован.
Судьба бабушки Веры, Софьи Моисеевны, врача, научного сотрудника и жены Наума Белоцерковского, закономерно сложилась так же печально.
От деда осталась квартира на Патриарших прудах. Именно там первые 6 лет провела маленькая Вера со своей семьей: отцом Виталием Павловичем, учителем физики и биологии, мамой Галиной Наумовной, учительницей младших классов, и старшим братом Борисом.
Позже Глаголевы переехали в Измайлово, а с 1962 по 1964 годы и вовсе жили в ГДР: родители Веры работали в русской школе в Карл-Маркс-Штадте.
Вернувшись в Москву, Вера увлеклась стрельбой из лука. Да не просто увлеклась, а несмотря на отговоры отца, что стрельба — это как-то тяжело и больше для мужчин, а Вера девушка чрезвычайно хрупкая, стала мастером спорта и выступала за юношескую сборную столицы.
Сразу после окончания школы Вера попала в мир кино. Попала случайно, буквально из очереди в буфет, и сразила своей естественностью и тем, как быстро выучила роль, режиссера Родиона Нахапетова.
Так, в 1975 году вышел фильм «На край света…», где у юной Веры была главная роль – очаровательной Симы.
Собственно, с этого фильма началась как кинокарьера, так и семейная жизнь.
Вера не получила актерского образования, но активно снималась и была очень востребована. А с Родионом Нахапетовым Глаголева прожила в браке с 1975 по 1991 год (официально), и родила двух дочерей – Анну в 1978 году и Марию в 1980 году.
Перед рождением старшей дочери, в 1977 году, Вера снялась у Анатолия Эфроса в «Четверг и больше никогда». Эта была всего лишь вторая ее роль в кино, и игра ее настолько впечатлили Эфроса, что он пригласил Веру к себе в театр. Но она, прислушавшись к мнению супруга, от предложения отказалась, о чем потом очень долго жалела.
Широкая популярность к Вере пришла в 1985 году.
За роль фотокорреспондентки Лены Журавлевой из фильма «Выйти замуж за капитана» журнал «Советский экран» признал Глаголеву лучшей актрисой года.
Когда второй дочери Нахапетова и Глаголевой было 9 лет, Родион уехал работать в США, где стал жить с продюсером Натальей Шляпникофф. Брак распался, но официально был расторгнут несколько лет спустя.
В 1991 году Глаголева начала встречаться с бизнесменом Кириллом Шубским, чуть позже они поженились, и на свет появилась третья дочь Веры – Анастасия.
Глаголеву любили зрители. Её героини были положительными: сильными и независимыми, мягкими и доверчивыми. Она умела расположить к себе: удивительная пластика, глубокий и серьезный взгляд, хрупкость и совершенное какое-то обаяние.
Неудивительно, что одного актерства Глаголевой стало мало. Вера Витальевна попробовала себя в роли режиссера, продюсера, сценариста. И попробовала хорошо.
Вера Глаголева – режиссер никак не хуже Веры Глаголевой – актрисы. Взять хотя бы ее работы «Чертово колесо», «Одна война», отмеченная наградами более чем 30 международных кинофестивалей, или «Две женщины», о котором я подробно рассказывала вот в этой статье. Фильмы, которые действительно стоят внимания.
У Глаголевой был рак и всего 61 год жизни. С тех пор прошло уже 5 лет, но образ юной, ранимой и трогательной Веры все также хранится в кладовой моей памяти. Надеюсь, что навсегда.
«Люди ко всему приспосабливаются. И в памяти, к счастью, чаще остается не плохое, а хорошее»
Вера Глаголева