На столичном конкурсе сценариев в конце 70-х годов один из призов получила рукопись Валентина Черных «Дважды солгавшая». Это история, списанная с сестер матери автора, о том, как три подруги, которые приехали покорять Москву.
Сценарий был динамичен и наполнен интересными деталями. Но Владимира Меньшова он сначала не привлек, показался довольно обыденным. Режиссер зацепился за одну деталь – героина засыпает и просыпается от звона будильника через двадцать лет.
Тогда на счету Владимира Валентиновича был один фильм «Розыгрыш», который он снял в возрасте 30 лет.
Когда Меньшов принял решение снять фильм по рукописи «Дважды солгавшая», никто из известных актрис не хотел играть в этой мелодраме. Сценарий был напечатан ограниченным тиражом, поэтому прочитать его тем, кому предлагал сняться режиссер, не представлялась возможным.
Режиссер хотел, чтобы главную роль Катерины сыграла либо Маргарита Терехова, либо Ирина Купченко, либо Анастасию Вертинскую. Пробы проходила и Раиса Рязанова, которой в итоге досталась роль Тоси.
Пробы на роль Катерины приходили Валентина Теличкина и Евгения Ветлова, но их игра не убедила Меньшова. И вот, наконец, на роль утвердили актрису Наталью Сайко.
После этого стали искать исполнителя роли Гоши. На эту роль не подошли ни Олег Ефремов, ни Виталий Соломин. Владимир Валентинович даже сам пробовал сыграть этого персонажа, но и тут остался недоволен.
Как-то режиссер увидел по телевизору фильм «Дорогой мой человек», главные роли в котором сыграли Инна Макарова и Алексей Баталов. И тут Меньшов понял – вот он, идеальный Гоша. Актер сначала не дал согласия, ведь ему было под 50, а главному герою – только 40. Но Меньшов убедил его, что он – самый лучший кандидат на роль.
Но тут возникла другая проблема – с Баталовым совершенно не смотрелась в кадре Наталья Сайко. И тут попробовали Веру Алентову – она подошла на роль идеально. И не потому, что она была супругой режиссера, просто на 100% попала в образ.
Ирина Муравьева на тот момент была актрисой не очень известной, ее Меньшов увидел в телеспектакле и пригласил в фильм на роль Людмилы. Сначала на роль Николая, мужа Тоси, утвердили Александра Фатюшина, но потом заменили на Бориса Сморчкова, а Фатюшину досталась роль мужа Людмилы.
Тяжелее всего было уговорить сниматься в фильме Наталью Вавилову. Она была не против, но ее родители категорически не давали согласия, так как хотели, чтобы их дочь занялась дипломатической карьерой.
Пришлось Меньшову и Баталову ехать лично домой к родителям актрисы и объяснять, что хорошая роль в фильме не помешает при желании Вавиловой выстроить карьеру дипломата.
В сценарий внесено много правок. Дописана роль хоккеиста Гурина. Бюджета фильма был ограниченным, поэтому сложные постановочные трюки исключили, как и комбинированные съемки. Снимали фильм «Москва слезам не верит» в столице, а сцену пикника – в усадьбе Архангельское.
Эпизод с воблой снимали не на «Мосфильме», а в одном из временно отселенных на период капитального ремонта домов на Сретенке. Та самая вобла – это подарок Меньшову от родственников из Астрахани. Несколько старушек в кадре – это жительницы этого дома, которых еще не успели отселить.
Центрального отопления уже не было, поэтому Алексею Баталову пришлось померзнуть на съемках. Вокруг холод, а ему нужно сидеть в одном халате и тапках.
Кстати, Вера Алентова до съемок не умела водить автомобиль, поэтому училась на ходу, часто путая педали газа и тормоза. Выход из положения нашел помощник оператора. Он приделал к педалям палки, которые протянул под передним сидением и сам их дергал во время движения, актрисе оставалось только рулить. Кто нажимал педаль сцепления – история умалчивает.
В 1980 году фильм посмотрели почти 85 миллионов зрителей, его обошли только «Пираты ХХ века» — больше 87 миллионов. Ленту «Москва слезам не верит» номинировали на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Другие фильмы Меньшова такого успеха не имели. Пожалуй, почти до такой высоты дотянул только фильм «Любовь и голуби», ставший одной из самых народных комедий.
Интересно, что исполнительницы главных ролей живы до сих пор, и продолжают работать. Вере Алентовой сейчас 80 лет, Ирине Муравьевой – 73 года, Раисе Рязановой – 77 лет, Наталье Вавиловой – 63 года.
А вот из мужчин почти никого не осталось. Алексей Баталов ушел пять лет назад в возрасте 88 лет, Владимир Меньшов – год назад в возрасте 81 года, Александр Фатюшин ушел в 2003 году в 52 года, Борис Сморчков – в 2008 году в 63 года, Юрий Васильев – в 1999 году в 59 лет.