Младший брат Владимир Баталов

19 сентября, 120 лет со дня рождения Владимира Петровича Баталова (1902 – 1964), на сцене Художественного театра выступавшего под псевдонимом Аталов. Играл он второстепенные роли, кроме того, служил во МХАТе помощником режиссера и широкой публике был куда менее известен, чем его старший брат Николай Баталов, один из ведущих артистов так называемого «второго» поколения мхатовцев, или сын Алексей, ставший в эпоху оттепели кумиром миллионов кинозрителей.

Владимир Баталов увлекся театром вслед за братом Николаем, который на рубеже 1920-х годов был уже актером Второй студии МХАТ. В 17 лет Владимир бросил Техническое училище, где осваивал профессию инженера, и поступил в школу при Второй студии. Пропадал он там целыми днями, да еще и привлек туда своего товарища по Техническому училищу Михаила Яншина – тот был совершенно заворожен бурлящей во Второй студии творческой жизнью.

Там действительно было интересно. Однажды на генеральный прогон спектакля «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях» по рассказу Льва Толстого пришел Федор Иванович Шаляпин. «Сказку» начинал делать Евгений Вахтангов, затем ее долго репетировал К.С. Станиславский, пропустить такое событие знаменитый певец не мог, к тому же в студии училась дочь Шаляпина Ирина. После прогона молодые актеры окружили Федора Ивановича. Среди прочего спросили и о том, почему он не играет в драматическом театре.

«– Ну разве я могу? – ответил Шаляпин. – Вот Станиславский заставляет вас играть тараканов (К.С. строил сатирическую сцену в Тараканском царстве так, что все придворные ползали и вообще действовали как тараканы.) Ну какой же из меня может получиться таракан? – И при этих словах Шаляпин мгновенно преобразился в черного таракана, ворочающего большими усами. Так блестяще показал таракана, что все кругом прямо закричали: “Это же и есть настоящий таракан!”»
Эту смешную историю рассказал Михаил Яншин в своих воспоминаниях. «Сказка об Иване-дураке» увидела свет в 1922 году, а в 1924-м основной костяк Второй студии приняли в труппу МХАТа. Были среди этих счастливчиков и друзья Владимир Баталов и Михаил Яншин.

Крошечные роли Аталова в спектаклях МХАТа оказались, тем не менее, заметны – и Джо в «Пиквикском клубе», и Селифан в «Мертвых душах», и петлюровец Ураган в «Дня Турбиных». «Публика хорошо слушала, не раз аплодировала во время актов, много смеялись, особенно репликам и поведению Топоркова и Аталова», – так, например, писала личный секретарь Вл. И. Немировича-Данченко Ольга Бокшанская про показ «Пиквикского клуба» своему шефу в 1935 году.

Аталов был очень профессиональным помрежем, помогал Станиславскому на возобновлении «Царя Федора Иоанновича», «Грозы», «Горе от ума», работал на постановке спектаклей «Горячее сердце» и «Бронепоезд 14-69». Одновременно успевал подрабатывать и режиссером в Большом театре, и на радио, и в Центральном ТРАМе, куда в первой половине 1930-х годов пришла команда мхатовцев во главе с Ильей Судаковым. В 1928 году снялся в блистательной сатирической кинокомедии Бориса Барнета «Дом на Трубной», сыграл там шофера Семена Бывалова.

Преподавал в ГИТИСе, в 1950-е годы руководил народным театром при ЗИЛе. В общем всегда находил себе дело по душе, а живое дело неизменно находило его – Владимира Баталова, достойного представителя знаменитой династии.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Младший брат Владимир Баталов