Мне нравятся обе экранизации «12 стульев». Что-то сильнее в фильме Гайдая, что-то — у Захарова. Это касается и актерского состава. В обеих версиях режиссерам удалось собрать артистов-бриллиантов. Но само собой у зрителей есть свой вкус и кому-то по душе будет Остап-Миронов, кому-то симпатичнее Бендер-Гомиашвили. Тоже самое и про других участников истории.
Сегодня хочу вспомнить с вами женских персонажей и порассуждать, кто из них ближе (не лучше, так как все актрисы отличные, а лишь кажется более гармоничным в роли).
Лиза
Начну с Елизаветы Калачевой. В фильмах Захарова и Гайдая Лизоньки получились разными, почти что противоположными. Во-многом это связано с подбором актрис, которые мне кажутся отличными по своему типажу, манере, харизме, настроению.
Леонид Гайдай взял на роль Лизы красавицу и спортсменку Наташу Варлей. Любопытно, что первоначально актриса рассматривалась на роль Эллочки. Но когда Наталью гримировали, то Гайдай посмотрел на нее и заявил, что передумал — в Варлей он увидел свою идеальную Лизу. Варлей подарила героине довольно задорный характер. Как мне кажется, она получилась весьма бойкой, целеустремленной, импульсивной красавицей.
Иная ситуация с Татьяной Божок, ставшей Лизой в фильме Захарова. Она девушка более минорная и спокойная. Ее Лиза вышла мягкая, податливая, ведомая, более ранимая и неземная. И от этого Лизу в исполнении Божок мне жальче — ощущение, что она жертва ситуации, что она действительно попыталась довериться Кисе, тогда как Лиза-Варлей почему-то у меня представляется расчетливой и хитрой.
Мой итог: мне более симпатична Лиза в исполнении Божок, так как кажется более близкой к книжной героине.
Эллочка
Гайдай считал Эллочку очень важным персонажем, так как, по мнению режиссера, сцены с ней самые смешные и в них Остап Бендер хорошо раскрывается. Вот почему он почти целый месяц провел, выбирая актрису на роль немногословной модницы. Свое предпочтение Гайдай отдал актрисе Наталье Воробьевой. Причем она была выбрана еще до того, как режиссер нашел своего Бендера. Поэтому Воробьевой потом пришлось проходить пробные сцены со всеми кандидатами на роль Бендера.
Захаров искал свою Эллочку не менее щепетильно. Он пересмотрел несколько десятков кандидаток и остановил свой выбор на Елене Шаниной, которая покорила его своими глазами («Да-да, так и должна смотреть на мир наша Эллочка», — сомнительный комплимент актрисе, учитывая, какой была героиня истории).
Какой я представляю Эллочку? Да, она была далеко не высоко интеллектуальной особой. Но и умом она не была обделена. Но не академическим, а практическим (житейским, приспособленческим). Она четко представляла, в каком мире хочет жить и старалась хоть как-то к нему прикоснуться — красила акварелью мех, перешивать одежду мужа, манипулировала мужчинами. Вот почему более метким мне кажется образ, который создала актриса Наталья Воробьева. У Шаниной Эллочка вышла эдакой парящей в мечтах «феечкой».
Эллочка в исполнении Воробьевой стремилась к яркому «гламуру», который так ей нравился. Она была кокеткой, которая себя любила и ценила. А вот Эллочка в исполнении Шаниной мне показалась слишком наигранной — она неловко «примеряла» на себя образ «модницы», как маленький ребенок в тайне от мамы надевает ее туфли и платья. В моменты общения с Бендером Воробьева ярко изобразила кокетство, заинтересованность в предложениях Остапа. А Шанина очень уж театрально округляла глаза и жеманничала, отчего мне казалась слишком неестественной.
В книге четко написано, что Эллочка была яркой внешне, даже красивой. Мужчины рядом с ней терялись, смущались. Она умела их убедить даже без слов. Муж Эллочки был умный мужчина, но все равно велся на хитрости своей супруги и поэтому все ей прощал и старался угодить: «Бедный Эрнест Павлович Щукин шел на большие жертвы ради поддержания семейного благополучия: брал на дом вечернюю работу, отказывался от прислуги, сам разводил примус, выносил мусор и даже жарил котлеты» («12 стульев», Ильф и Петров). Подобное описание отлично подходит к кинообразу, воплощенной актрисой Воробьевой. Так что я отдаю свой голос именно ее варианту Эллочки.
Мадам Грицацуевой
Описание этого персонажа в книге весьма яркое: «Знойная женщина — мечта поэта», «Молодая была уже не молода», «Природа одарила ее щедро» и пр. Своему молодому супругу, которого она с таким нетерпением ждала и искала, она искренне поверила, что говорит о ее доверчивости и не самом остром и хитром уме. Под это описание Крачковская в экранизации Гайдая попадает идеально. К этому еще добавляется невероятное обаяние актрисы, ее комедийность. Как итог — настоящая королева фильма!
Возможно, если бы не было фильма Гайдая, то Грицацуева в исполнении Шукшиной считался бы эталонным. В принципе, актриса и внешне, и по игре смогла неплохо воссоздать персонажа. Но ей не хватило личного очарования. Шукшина сама по себе довольно жесткий человек, авторитетный (я ее именно такой представляю). И это мне мешало поверить в доверчивость Грицацуевой в экранизации Захарова.
Итак, я поделилась с вами своими мыслями о героинях и актрисах из «12 стульев». А что вы сами думаете про Эллочку, Лизу и мадам Грицацуеву? Кто их актрис, по вашему мнению, лучше воплотил этих персонажей?