Одной из советских актрис, завоевавших – без пафоса – всенародную и проверенную временем любовь, была Наталья Гундарева. Страстная, в чем-то наивная женщина, которой не дается личное счастье, но зато дается делать мир чуточку лучше – это и про саму Гундареву, и про многих ее героинь. Несмотря на прилепившееся после одноименного фильма клише «сладкая женщина», роли ее были разноплановыми: тут ужасная Катерина Измайлова в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» и великосветская стерва Татьяна Львовна Шадурская в телесериале «Петербургские тайны», жертвенная Вера Голубева из «Одиноким предоставляется общежитие» и величественная императрица Елизавета Петровна – продолжать можно долго, потому что за 56 лет жизни Наталья Георгиевна успела сняться в 81 фильме, это не говоря про театральные роли. В числе самых популярных ее персонажей – героиня картины Леонида Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова».
Казалось бы, такая простая история: русская природа, колхоз, немолодая одинокая женщина в поисках счастья… Однако при написании сценария Виктор Мережко ориентировался ни много ни мало на драму Федерико Феллини «Ночи Кабирии» – историю о наивной проститутке, ищущей любовь, но встречающей лишь проходимцев. Она продает свой дом, чтобы отдать деньги тому, кого принимает за любовь всей жизни, но и тут ее ждет жестокое разочарование. Так и Катя Никанорова каждый раз продает свой дом в деревне, уезжая с очередным избранником в светлое будущее, но возвращается обратно на смех соседям. Если у великого Феллини Кабирию сыграла его жена Джульетта Мазина, то у Марягина роль досталась Наталье Гундаревой.
Как рассказывала актриса, эта роль пришла, когда ей очень хотелось сыграть «открытый, человечный, надежный характер»: «И мое сердце словно подслушали: предложили «гражданку Никанорову». Марягин рассматривал в качестве Кати Никаноровой несколько актрис, в том числе Светлану Крючкову, уже знакомую ему по работе над фильмом «Вылет задерживается», но та не приехала на съемки. Тогда Виктор Мережко предложил взять Гундареву.
«Катька – это лед и пламень, страсть и нежность», – объяснял Леонид Марягин. И Гундарева – прежде всего театральная актриса, влюбленная в подмостки, привыкшая играть на пределе возможностей, – дала ему лед и пламень. По ее собственным словам, играла гражданку Никанорову «на бурной эмоции, с широким жестом». «Она только шаг ступнет, а про нее уже байки ходят», – люди судачат, а героиня Гундаревой ходит с высоко поднятой головой. Эта манера была придумана самой актрисой.
«Помню, на Московском вокзале в Ленинграде увидела, как прощаются две немолодые женщины. Мне показалось странным, что одна из них все время запрокидывала голову. Подошла поближе и вдруг вижу: да у нее же глаза, полные слез! Потом эта деталь, подсмотренная в жизни, стала ключом к образу гражданки Никаноровой: моя героиня, которая под маской веселой развязности прячет тоску, боль, вот так же вроде бы горделиво закидывает голову, но только для того, чтобы из глаз ненароком не пролились слезы», – говорила Гундарева в одном из интервью.
Для Гундаревой, на тот момент уже знаменитой, востребованной актрисы, работа шла в напряжении. Дело в том, что картина снималась в Таганроге и Ростове-на-Дону, а тем временем в Москве, в театре имени Вл. Маяковского шли последние репетиции спектакля «Бег» по пьесе Булгакова, в котором актриса играла «походную жену» генерала Чарноты Люську. Пришлось мотаться туда и обратно. О том периоде она позже рассказывала как о единственном, когда у нее появились мысли уйти из театра.
Прогоны прошли, и режиссер Андрей Александрович Гончаров объявил генеральную репетицию перед премьерой. «…всем делает замечания, замечания, а потом мне говорит: а вам мне вообще говорить нечего, вы чудовищно сегодня репетировали, у вас какая-то там домашняя режиссура. Я говорю: какая домашняя режиссура… пока я в этой церкви – я молюсь этому Богу», – дальше последовала ссора на повышенных тонах. Актриса нашла в себе силы явиться на генеральную репетицию, а Гончаров – не комментировать произошедшее. Позже режиссер называл Гундареву совей любимой артисткой, а она признавала, что Гончарову «удалось в театре создать удивительную ауру», но это уже другая история.
Возвращаясь из «Маяковки» в деревню к Кате Никаноровой, Наталья Георгиевна моментально перевоплощалась в бойкую женщину, чье желание обрести любовь не разбивается ни о вездесущие сплетни, ни о подобные заявления местного общественника: «Женские братья говорят, что ты, так сказать, пятнаешь их честное имя».
«Оптимизм актрисы высветлил нашу «гражданку Никанорову», и вообще, вновь встретившись с Гундаревой, я отметил для себя, что она стала работать как-то особенно радостно и щедро, – писал Мережко. Всего Гундарева снялась в четырех фильмах по его сценариям: «Здравствуй и прощай», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Уходя – уходи» и «Собачий пир». – Актриса была в прекрасной творческой форме – ей сопутствовал зрительский успех, усиливался интерес к ней и со стороны режиссеров. И вот такое счастливое состояние невольно передавалось героине. Хотя речь и в этой картине шла о драматической женской судьбе».
Умение создавать глубокие социальные образы помогло Гундаревой сделать своего персонажа реалистичным. И сценарист, и режиссер отмечали, что родившаяся в Москве, на Таганке Наталья Георгиевна сумела взглянуть на свою деревенскую героиню «взглядом современной женщины» (фильм вышел в прокат в 1978 году). Спустя семь лет после выхода картины «Вас ожидает гражданка Никанорова» Мережко сказал:
«Видимо, более интересной, более точной исполнительницы найти было невозможно. Она, женщина глубоко городская по сути, блистательно сыграла женщину деревенскую, и здесь случилось нечто непредвиденное. В результате получилась женщина вне географии. Она и деревенская, и городская, и не имеющая никакой привязанности к конкретному месту жительства. Она просто женщина, так страстно ждущая любви, так нуждающаяся в ней».
На съемках актрисе представилась возможность на практике продемонстрировать свою храбрость и широту души, так характерную для ее героинь, которые коня на скаку остановят и в горящую избу войдут. Гундарева фактически спасла жизнь режиссеру. Съемки шли около пригородного вокзала, в низине. Актриса сидела на ступеньках машины и наблюдала, как Леонид Марягин разводил мизансцены. И вдруг она увидела, что по дороге сверху, потеряв управление, прямо на съемочную площадку несется грузовик. Группа разбежалась, а режиссер замешкался. Тогда она бросилась к Марягину и сильно оттолкнула его в сторону. Они упали, а грузовик промчался мимо. Вечером отмечали чудесное спасение режиссера.