Большой мастер малых ролей

Недавно, по какому-то телевизионному каналу в очередной раз показывали старое доброе кино, замечательный телефильм Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства» с целым созвездием прекрасных актеров Юрия Соломина, Владислава Стржельчика, Владимира Козела, Евгения Шутова, Олега Голубицкого, Анатолия Папанова, Виктора Павлова и многих других.

И одним из таких актеров, сыгравшим в этом многосерийном фильме только один эпизод, эпизод, который можно смотреть как отдельный фильм, был Борис Кузьмич Новиков. Он сыграл старого киевского еврея, ювелира Исаака Либерзона. (см. эпизод здесь).

Сыграл так, что вместил в этот эпизод и комедию и драму. Естественно, его герой, как ювелир, боится ареста и обыска и не скрывает этого. Наверное, и у него что-то припрятано на чёрный день. Но узнав, что на этот раз к нему пришли за консультацией, успокаивается. Но потом снова настораживается.

У него классический одесский юмор, говорит вроде бы серьезно, а получается смешно. А с какой болью он говорит об убитом сыне. Именно по его сдержанности понимаешь, какая это для него трагедия, потерять на старости лет единственного сына. Человек, живущий в такие времена, когда он может попасть под раздачу при любой власти. Это у него выработало некий стоицизм, готовность к ударам судьбы.

Когда-то в детстве, к нам зашел наш сосед дядя Хаим. В те времена дверь днем была всегда открыта, так что соседи частенько заходили к нам. В этот момент показывали фрагмент с приходом чекистов в квартиру Либерзона. Дядя Хаим посмотрел минут пять, потом сказал: «Этот еврей хорошо играет». Я по юношеской наивности возразил ему: «Дядя Хаим, это не еврей, это русский актер Борис Новиков». Дядя Хаим ничего мне не сказал, он только посмотрел таким взглядом, который словно говорил: «Мальчик, ты мне будешь рассказывать, кто еврей, а кто нет?»

Думаю, что никакой кинокритик не дал бы такой высокой оценки мастерству актера, его умению перевоплощаться, проникать в национальный характер своего героя.

Понимаешь, что на такого мастера надо было ставить спектакли и фильмы, а не использовать его в эпизодах, пусть даже и в острохарактерных ролях.

То, что этому актеру были по плечу и главные роли, говорит его успех в роли Василия Теркина в одноименном спектакле театра имени Моссовета.

Характер, созданный Новиковым на сцене, восхитил автора поэмы Александра Твардовского. Он даже сказал что-то вроде того, что Новиков лучше сыграл Теркина, чем он его написал. Остается только сожалеть, что этот спектакль не был записан на телевидении. Потому что, по фактуре Новиков, конечно, замечательно подходил для Теркина.

Он обладал замечательной способностью наделять обаянием как положительных героев (которых у него было не так много), так и отрицательных. Его участие в фильме добавляло ему ярких красок, делало фильм более запоминающимся. Например, в фильме «Пакет» по рассказу Леонида Пантелеева, он сыграл небольшую роль белогвардейского подпоручика с неподходящей для военного фамилией Гибель.

Сыграл так, что эпизод с его участием стал самым ярким моментом фильма. Когда он пытался расколоть красноармейца Петю Трофимова в исполнении Валерия Золотухина (забавно, что Золотухин играл и чеховского Петю Трофимова в спектакле «Вишневый сад» Анатолия Эфроса в Театре на Таганке). До сих пор помнишь незабываемую интонацию его героя во фразе «И гробы могём?», когда Трофимов говорил, что он может делать из дерева.

А как не вспомнить его Илью Юргина из телефильма Ускова и Краснопольского «Тени исчезают в полдень», врага советской власти, затаившегося в ожидании лучших времен с его знаменитой фразой «Загремим под фанфары».

Или казака Митьку Коршунова из фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон». Это не главный персонаж, но запоминается, потому что Новиков наделил этого отрицательного героя своеобразным обаянием.

Ну а работа Новикова в мультфильмах была, как модно сейчас выражаться, культовой. Его почтальон Печкин из мультфильма «Трое из Простоквашино» и его продолжений стал просто народным героем. Он вроде бы вредный дядька, но очень обаятельный.

А в замечательном мультфильме Гарри Бардина «Банкет», где участники банкета словно невидимки, мы только слышим их голоса, Борис Новиков вместе с Арменом Джигарханяном, Георгием Бурковым, Екатериной Васильевой, Мариной Неёловой и другими актерами так превосходно играют своих героев.

Да, много было в нашем кино замечательных актеров, игравших небольшие роли, но умевших создать атмосферу праздника благодаря своему участию. И одним из самых ярких таких актеров был Борис Кузьмич Новиков.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Большой мастер малых ролей